ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ "ЕЗЕРСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА"
Советы педагога-психолога
Ошибки в выборе профессии
1. Отождествление учебного предмета с профессией
О типах темперамента и профессиях
Меланхолики.Быстро устают при высоких нервных напряжениях, склонны к обморокам. Вялы в речи и движениях. Сильно переживают по самым незначительным поводам. Очень мягкие, доброжелательные, но довольно бесхарактерные люди. Радуются, когда удается избежать неприятного разговора, хотя цель при этом и не достигнута.
Холерики.Прямая противоположность меланхоликам. Наступательный характер, всегда идут навстречу трудностям. Любые переживания ведут к действию. Мягких замечаний не воспринимают, жесткие — приводят к бунту. Плохо воспринимают юмор, особенно шутки на свой счет. Главные нарушители дисциплины. Лучший способ справиться с холериком — постоянно загружать его работой, чтобы его энергия всегда имела выход.
Сангвиники.Гиганты нервной системы. Оптимисты. Меньше всех болеют, мало спят. Обладают огромной работоспособностью. Речь и движения почти так же быстры, как у холериков, но чувства не бурные, быстро меняющиеся. Как правило, хорошие работники. Но заставить работать сангвиника трудно. Его нужно заинтересовать — тогда он горы сдвинет.
Флегматики.Сильная уравновешенная нервная система. Чувства постоянные, но не ярко выраженные. Движения и речь спокойные, размеренные. Реакция на неожиданное воздействие запаздывает. Чтобы флегматик хорошо работал, его необходимо время от времени «встряхивать»: устроить разбор выполненной им работы, поругать или, наоборот, похвалить его.
Каждый тип психики больше подходит для одних дел и профессий именьше — для других. Меланхолики — это часто люди искусства. Зато из них получаются плохие водители и никудышные монтажники-верхолазы.
Холерики — великолепные летчики-испытатели (именно поэтому, кстати, в работе приемных комиссий в летных училищах обязательно принимает участие и врач-психолог), но они плохие счетные работники.
Флегматики, напротив, прекрасные бухгалтера, расчетчики, но, как правило, неважные поэты. Сангвиники — хорошие водители, саперы, инженеры, но они не так терпеливы, как флегматики.
Темперамент дается человеку на всю жизнь. Его не переделаешь. Однако пусть не отчаиваются те, кому как будто достался неподходящий темперамент для выбранной ими профессии. Во-первых, чистыми холериками или флегматиками люди бывают очень редко. В каждом человеке чаще смесь разных темпераментов с преобладанием какого-то одного; определить точно «кто есть кто?» может только специалист после тщательного обследования. Во-вторых, если «все мы, увы, не ко всем делам одинаково пригодны», как справедливо заметил Проперций, на что же тогда человеку сила воли? С ее помощью люди неоднократно совершали, казалось бы, невозможное. Всякий человек есть творец своей судьбы. Эти слова Саллюстия тоже не вредно запомнить.
Двое в одной «лодке». Джером К. Джером такого не писывал. Его больше привлекали «Трое в одной лодке, не считая собаки». Но в жизни двое — это супружеская пара, космонавты на борту «Мира», ловкие напарники во многих видах работ... Словом, двое — это самый маленький коллектив. И вот, оказывается, далеко не все равно, кто они, эти двое, какие у них темпераменты.
Психологи выяснили, что два меланхолика — отличные партнеры в работе. Зато соединение холерика с меланхоликом — ситуация довольно неприятная (прежде всего для меланхолика). Холерик — человек несдержанный, он может и накричать. А чем это может кончиться для меланхолика, прекрасно показано хотя бы в рассказе А. П. Чехова «Смерть чиновника».
Два холерика яростны в работе, как (да простится мне такое сравнение) пара норовистых лошадей. Их нужно твердо держать в узде, иначе вряд ли когда-нибудь удастся завершить работу.
Флегматики по причине своего несокрушимого спокойствия хорошо срабатываются со всеми. А вот сангвиники не могут ужиться с меланхоликами и холериками.
Холерики кипят, меланхолики расстраиваются — сангвиники непроницаемо оптимистичны, вызывая у одних отчаяние и гнев, у других: сухарь-человек, ничем его не прошибешь...
Просвещение учащихся
Кратковременные и длительные последствия курения
Кратковременные отрицательные последствия курения (проявляющиеся через несколько минут после первой затяжки):
Возможные другие отрицательные последствия курения:
Воздействие длительного курения на организм может вызывать следующие заболевания:
К положительным последствиям курения учащиеся могут отнести, например, то, что оно помогает выглядеть «как надо», и другие «мифы о пользе курения».
Пагубное воздействие курения
Какие действующие компоненты табака приводят к столь резким реакциям сердечно-сосудистой (побледнение кожных покровов) и нервной систем (тошнота, головокружение, слабость мышц), наконец, органов пищеварения (рвота)?
Некоторые курильщики полагают, что сигаретные фильтры, освобождая дым от содержащихся в нем частиц, делают его безвредным. К сожалению, это не так. Предлагаемые поглотители пока не достигают желаемой цели, а наиболее часто употребляемые фильтры, изготовленные из специально обработанных сортов бумаги, задерживают не более 20% содержащихся в дыме веществ. Таким образом, подавляющая масса веществ при сухой перегонке табака поступает в легкие. Всасываясь через слизистые оболочки в кровь и разносясь по всему организму, эти вещества производят в своей совокупности то своеобразное действие, ради которого курильщик спустя некоторое время вновь начинает курить.
Курящий с жадностью затягивается ароматным дымом, не задумываясь, конечно, о том, что вызывает в организме каждая подобная затяжка. Первыми в контакт с табачным дымом вступают рот и носоглотка. Проходя через слой табачной набивки, дым от тлеющего табака хотя и успевает охладиться, но не настолько, чтобы сравняться с температурой полости рта. Обычно температура табачного дыма около 55—60°С.
Разрушительное воздействие на организм первым оказывает тепло. Чтобы ввести дым из полости рта и носоглотки в легкие, курильщик автоматически и незаметно, слегка приоткрывая рот, вдыхает порцию воздуха, с которым дым изо рта и носоглотки попадает в легкие.
Нарушение зубной эмали способствует отложению на поверхности зубов табачного дегтя, вследствие чего эмаль приобретает желтоватый цвет, а полость рта начинает издавать специфический запах, ощущаемый при разговоре с курильщиками. Температура дыма оказывает влияние на слизистые оболочки рта и носоглотки. Капилляры их расширяются, слизистая оболочка (щек, нёба, десен) подвергается раздражению, воспаляется.
Потеря аппетита, боли в области желудка, чередование запора и поноса, хронические гастриты и, наконец, язвы желудка и двенадцатиперстной кишки — вот расстройства, которые встречаются у курящих во много раз чаще, чем у некурящих.
Постоянное курение, как правило, сопровождается бронхитом, который проявляется кашлем после пробуждения и отхаркиванием сероватой, грязно-коричневой мокроты. Хроническое раздражение слизистой оболочки голосовых связок сказывается на тембре голоса. Он теряет звучность и чистоту, что особенно хорошо заметно у девушек и женщин, злоупотребляющих курением. Еще более наглядно курящего характеризует цвет лица.
В результате поступления дыма кровь альвеолярных капилляров, вместо того чтобы обогащаться кислородом, насыщается угарным газом, который, соединяясь с гемоглобином, образует так называемый карбоксигемоглобин, в результате чего часть гемоглобина исключается из процесса нормального дыхания организма.
Коварно действие синильной кислоты. Проникая в кровь, она снижает способность клеток воспринимать кислород из притекающей крови. Наступает кислородное голодание, а так как нервные клетки больше всех остальных нуждаются в кислороде, они первыми страдают от действия синильной кислоты. При большой дозе синильной кислоты вслед за сильнейшим возбуждением центральной нервной системы наступает ее паралич, прекращается дыхание, а затем останавливается и сердце.
Конечно, содержание синильной кислоты в дыме сигарет чрезвычайно мало: в дневном «рационе» среднего курильщика ее в 40 раз меньше смертельной дозы, тем не менее хроническое отравление нервной системы этим ядом, безусловно, сказывается на ее работе.
Итак, при каждой затяжке дыма сигареты нарушается усвоение кислорода организмом и в связи с этим нормальное течение одного из важнейших физиологических процессов — дыхания, без которого невозможна жизнь.
Немаловажное значение имеют и остальные составные части сигаретного дыма, в частности аммиак. Этот газ отлично растворяется в воде с образованием щелочно реагирующего раствора, известного под названием нашатырного спирта. Обладая свойствами щелочи, нашатырный спирт раздражает слизистые оболочки, вызывая безлихорадочный бронхит курильщиков. В итоге значительно снижается сопротивляемость легких к различным инфекционным заболеваниям, в частности к туберкулезу.
Табачный деготь, являясь концентратом жидких (органических кислот, эфирных масел, анилина и др.) и твердых (частиц углерода, канцерогенов, полония) веществ, оседает на стенках воздухоносных путей, накапливается и в альвеолах. Часть табачного дегтя выделяется при кашле с мокротой, а часть проникает в ткани слизистых оболочек, придавая им темный цвет.
Как видим, курение сопровождается весьма неприятными ощущениями и даже патологическими реакциями организма.
Советы учащимся
Как побороть нерешительность
Многие люди испытывают чувство нерешительности, неуверенности в себе.
Откуда берется это, мешающее нормально жить, чувство? Попробуем разобраться в том как побороть нерешительность.
Любое чувство неуверенности вырастает из страха. Чувство страха бывает разным: одни люди бояться физической смерти, другие бояться, что их поступки не понравятся окружающим, третьи боятся плохо справиться с возложенной на них задачей.
У каждого человека есть эго. Это маленький демон, который скрывается внутри каждого. Он сеет в каждом неуверенность в себе и заставляет сомневаться в чем-либо, даже самых твердо стоящих на ногах людях.
Как побороть нерешительность — это важный и, нередко, глобальный вопрос. От него зависит будет ли человек успешным или превратиться в полное ничтожество. На пути к успеху встает много вопросов и возникает много подводных камней.
Человеку нужно побороть множество страхов и ответить на вопросы, возникающие внутри. Это похоже на то как пройти все комнаты многоквартирного дома, где каждая квартира содержит свой «страх» и свой вопрос на который нужно дать ответ.
Пройдя все квартиры в доме можно будет избавиться от страха.
В борьбе с нерешительностью главную роль играет тот факт, какое именно Эго имеет человек. Это зависит от кармы и воспитания. Кому-то суждено быть трусливым, потому что душа человека уже была трусливой в прошлой жизни, кому-то суждено быть смелым.
Родители многое вкладывают в своего ребенка. Некоторые пытаются развить уверенность в себе, а другие наоборот развивают нерешительность в своем чаде, заставляют прежде чем принять собственное решение, прислушиваться к мнению окружающих.
Такой ребенок потом всю жизнь живет с оглядкой на кого-то.
Для того, чтобы побороть нерешительность нужно все время прислушиваться только к своему внутреннему голосу. Поступать так, как сам считаешь нужным. Никто на свете не может быть уверенным в чем-либо.
Просто каждый поступает, рассчитывая на свою интуицию, и делает шаги в неизвестность, надеясь, что там окажется почва. Для того, чтобы побороть свои страхи, нужно делать то, чего боишься — это может придать уверенности в себе.
СОВЕТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА
ИСКУССТВО ОБЩЕНИЯ
Общение - это необходимый обмен опытом, знаниями, мыслями, чувствами. Без общения человек не может познать ни окружающий мир, ни себя самого. Не может также оценить свои поступки, мысли.
Только благодаря сотрудничеству с другими людьми человек обретает новые идеи. Без общения человек заболевает странной болезнью, которую можно обозначить как «сенсорный голод» — дефицит впечатлений, информации, эмоций. Происходит так потому, что человек испытывает потребность в общении так же, как в еде или движении.
В науке принято разделять людей на экстравертов и интровертов. С каждым типом необходим свой стиль общения.
Экстраверты - люди, которые испытывают большую потребность в общении. Они
коммуникабельны. Умеют радоваться своим успехам и успехам окружающих. Сами говорят много, откровенно, без двойного смысла. У таких людей множество контактов в различных социальных сферах. Часто они становятся лидерами в коллективе, в компании.
Интраверты - люди, которым общаться иногда тяжело. Часто даже близкие не могут предположить, что они чувствуют. На контакт такие люди идут неохотно и обсуждают свое состояние только изредка, в большинстве случаев они переживают все в себе. Такое положение вещей не располагает к искренности, поэтому интроверты остаются без друзей, в одиночестве.
Если вы экстраверт, то не заставляйте окружающих вас людей выслушивать длинные монологи. Больше старайтесь слушать своих близких, давайте им возможность раскрыться и рассказать о своих переживаниях. Ваши беседы не должны быть поверхностными, избегайте болтовни.
Если вы интроверт, то старайтесь контактировать со многими людьми, даже если для вас крайне тяжело общаться. Желательно, чтобы это были люди разных возрастов. Специально готовьте себя к тому, что вам будет необходимо вести беседу.
Многие болезни возникают из-за нашей нервозности. С жалобами на сердце, желудок приходят на прием к врачу часто люди, обиженные на то, что с ними поступили несправедливо. Такие люди погружаются в мрачное чувство обиды, распаляют его и доводят себя до сильнейшего нервного расстройства. Ученые отмечают, что состояние обиды равносильно медленному и длительному истязанию. Обиженный человек тяжело переживает все события, которые способны «уколоть» его. Он подавлен и неуверен в себе. С этим состоянием необходимо бороться, но главное - стараться его не допускать.
Совет № 1
Простите своего обидчика, вспомните высказывание философа Сенеки: «Лучшее лекарство от обиды — прощение». Простите и забудьте. Попробуйте использовать самовнушение: «Забыть и никогда не вспоминать».
Совет № 2
Попробуйте найти вашему обидчику оправдание. Посмотрите на сложившуюся ситуацию объективно, может быть, вы допустили ошибку, оказались не правы. Будьте выше обиды, пожалейте человека, который не умеет правильно вести себя в обществе и поэтому совершает ошибки.
Совет № 3
Попробуйте найти в себе силы отнестись к этой ситуации таким образом, чтобы извлечь из нее урок. В следующий раз вы будете осторожнее, осмотрительнее. Ведь в нашей жизни ничто не проходит бесследно и практически все приносит пользу.
Совет № 4
Определите, что приносит больше огорчений, вреда - факт, который обидел вас, или размышления об этом факте. Именно от таких размышлений больше вреда для здоровья. Избавьтесь от них, и обида уйдет сама собой. Отвлекитесь, и вы почувствуете себя свободно и легко.
У каждого из нас бывают скверные минуты. Мы бываем подавлены, расстроены, раздражены. Но ни в коем случае нельзя срывать свое дурное настроение на других, тем более что человеку, у которого плохое настроение, все кажется мрачным и искаженным. И человек становится придирчивым, несправедливым. Психологи отмечают, что заразиться плохим настроением легко. Уныние передается окружающим, которые находятся в непосредственном контакте с унылым человеком.
Люди, которые склонны к пессимистическим оценкам происходящего, встречаются реже, чем те, у которых жизнерадостность стоит на первом месте. Это - особенности характера. И каждому необходимо об этом помнить.
Пессимист постоянно тревожится по каждому пустяковому поводу, вспоминает прошедшие обиды, ворчит. Побороть это можно, только разобравшись в причинах своего настроения.
Постарайтесь отграничивать существенное от несущественного, не застревайте на досадных мелочах, ищите хорошее.
Постарайтесь научиться радоваться малым успехам, переключаться с плохого на хорошее.
Освобождение, даже краткое, от отрицательной эмоции заряжает наш организм новой энергией и дает возможность успешно противостоять плохому.
Найдите маленький якорь спасения. У кого-то это спорт, у кого-то - стихи, у кого-то - прическа и т. д. Настроение влияет на внешность, а внешность - на настроение.
Когда у вас плохое настроение, попробуйте улыбнуться. Расправьте плечи, пусть даже через силу, и вы почувствуете, как плохое настроение отступает.
Совет № 5
Постарайтесь выспаться — это дает возможность освободиться от отрицательных эмоций.
Совет № 6
Воспитывайте в себе положительный настрой. Относитесь к проблемам философски - это поможет вам избежать заболеваний, связанных с нервами.
Особых, необыкновенных рекомендаций здесь не требуется.
Во-первых, не пытайтесь заинтересовать людей собой. Психологи установили, что такие действия отталкивают окружающих, создают проблемы в общении. Если человек при знакомстве говорит только о себе, скорее всего, он останется в одиночестве. Мало вероятно, что у собеседника появится интерес к человеку, который видит в рядом стоящем только объект для передачи информации. Поэтому искренне интересуйтесь человеком, который находится рядом с вами. Найти тему, которая будет близка ему, не очень сложно. Скорее всего, она связана или с семьей, или с работой, или с хобби. Начиная с общих вопросов, вы сможете найти ту тему, которая близка вашему собеседнику. Известно, что человек, который не проявляет интереса к окружающим, испытывает серьезные трудности в жизни и причиняет много неудобств своим близким. Из таких людей получаются неудачники. Восхищайтесь достижениями своих близких. Дайте им почувствовать, что они лучше. Не вредно также иногда говорить об этом своим подчиненным и начальнику. Запишите дни рождения знакомых в календарь и не забывайте отослать поздравительную открытку. Отвечайте на телефонные звонки голосом, который бы уверял собеседника, что тот позвонил не зря. В общем, интересуйтесь окружающими вас людьми.
Во-вторых, психологи считают, что человек может быть счастлив во многих ситуациях. Его состояние зависит от того, что он думает, а не от того, что происходит вокруг. Исследования показали, что с человеком, который испытывает состояние счастья, удачи, легче общаться. У него лучше складываются отношения с сослуживцами на работе и с близкими дома. Поэтому старайтесь улыбаться собеседнику. Но улыбка должна быть настоящей, а не натянутой. Если вы будете улыбаться, то почувствуете новый прилив сил и увидите, как окружающие вас люди улыбаются вам в ответ. Этот простой способ дает поразительные результаты. Улыбка налаживает контакты между людьми лучше, чем стол переговоров. Если вы редко улыбаетесь, то попробуйте тренироваться перед зеркалом в одиночестве, так как неискренняя улыбка вызывает раздражение, недовольство окружающих. Помните, что именно улыбку запоминают люди, которые общаются с вами.
В-третьих, человек обязательно гордится своим именем, он лелеет глубоко внутри своей души надежду, что это имя будет постоянно произноситься при встрече с ним. При встрече всегда старайтесь произнести в разговоре несколько раз имя собеседника. Если вас познакомили, то запомните имя собеседника. Человек, имя которого вы произносите, скорее всего, будет относиться к вам доброжелательно, так как вы проявили внимание к его персоне.
В-четвертых, во время ссоры, когда человек особенно раздражен, он хочет высказать свою точку зрения. Некоторые люди, и их считают хорошими собеседниками, только задают вопросы и слушают. Поэтому постарайтесь всегда выслушивать своего собеседника, особенно если он расстроен и раздражен. Поощряйте его вопросами, относящимися к делу, интересуйтесь мнением вашего собеседника. Вы почувствуете, как близки стали вам люди, которых раньше едва знали. Не думайте, что слушание - это пустая трата времени. Скорее всего, вы увидите, сколько вокруг вас интересных людей, потому что они работают в другом месте, живут в другом районе, отдыхали не там, где вы. Вы это узнаете, и, возможно, вам что-то пригодится в дальнейшем.
В-пятых, каждый человек, с которым мы встречаемся на жизненном пути, считает, что он в чем-нибудь выше вас. И это правильно, так как у него может быть красивее голос или он умеет лучше играть на саксофоне. Но хотя этот человек уверен в своем превосходстве, ему просто необходимо, чтобы вы это заметили. Поэтому для лучшего налаживания общения с окружающими говорите о том, что интересует вашего собеседника и в чем он преуспевает. Замечание, даже сказанное одним предложением, о том, что у собеседника красивые волосы, четкая дикция, прекрасный почерк, обладает волшебным действием. Человек начинает чувствовать, что он значим, что он превосходит окружающих, пусть даже по длине волос. Поверьте, это дает хороший результат. Используйте это правило везде и всегда. И вы почувствуете, что окружающие обратят на вас внимание, а многие из них даже постараются установить с вами приятельские отношения.
Часто люди пользуются критикой для того, чтобы что-то изменить во взаимоотношениях. И поступают неверно. Психологи утверждают, что человек, выслушивающий критические замечания, обязательно начнет обороняться и искать себе оправдания. Даже если критика справедлива, она ранит чувство собственного достоинства, поэтому не приносит результатов. Критика задевает гордость и ведет к конфликту. Она ведет к тому, что человек будет искать «бумеранг», т. е. возможность сделать замечание критикующему. Поэтому когда вы хотите изменить что-либо во взаимоотношениях с людьми или в самом человеке, то начинайте разговор с признания его достоинств, с похвалы, а потом сделайте замечание. Но старайтесь сделать это не прямо, а замаскированно. Прямое замечание воспринимается как вызов, укор и вызывает раздражение.
Замаскировать замечание лучше всего таким образом: расскажите сначала о своих ошибках в прошлом, о том, как вы попали в неприятную подобную ситуацию и как вышли из нее. Позже можно сказать, что сейчас ситуация такая же и вы попробуете выйти из нее вместе. Благодаря такой политике, вы сможете разобраться в случившемся. Поэтому задайте своему собеседнику ряд вопросов, но не приказывая. Скажите, что это поможет сохранить престиж. Уверьте, что вы хотите разрешить ситуацию таким образом, чтобы рейтинг ни у кого не понизился. Выскажите свои предложения и попросите комментарии собеседников. Если вы утвердились в плане действия, то начинайте.
При достижении успеха, даже малейшего, высказывайте свое одобрение. Отмечайте каждую удачу. Делайте это искренне и щедро. Отрицательные эмоции сдерживайте. Все эти действия помогут достичь желаемого результата. Если же вы будете замечать промахи, то желание работать, выполнять намеченные действия пропадет. Чтобы этого не случилось, создайте обстановку, в которой исправить ошибку будет возможно, но при этом не связано с большими трудностями. Трудности пугают любого человека, тем более того, который совершил уже ошибку. Пусть у него появится впечатление, что сделать намеченное будет легко, по крайней мере, возможно. Необходимо, чтобы человек уверился в успехе. Для этого создайте ему репутацию, которую хотелось бы оправдать. Добейтесь, чтобы он рад был сделать то, что вы предлагаете.
Психологи установили, что человек, которого попрекают и критикуют, теряет уверенность в себе и выполняет работу «спустя рукава», боясь сделать еще одну ошибку. Но если такому человеку оказывают доверие и делают это при других, то он старается выполнить работу аккуратно и достойно. Делайте выводы!
Если конфликт все же произошел и вы находитесь с кем-то в ссоре, то вспомните русскую пословицу о «худом мире». Психологи соглашаются с этим высказыванием, так как «худой мир» способен преобразоваться в нормальный. А ссора - это статичное состояние, при котором негативные эмоции копятся, а диалога не происходит. Поэтому необходимо прервать ссору, сделав первый шаг. Еще древние считали, что первый шаг делают сильные люди. Первый шаг всегда самый сложный, но если вы решились на него, значит, достигли определенной зрелости в общении. Готовьте себя к любой реакции. Могут быть сказаны общие слова или извинения, человек может защищаться или растеряться и т. д. В любой ситуации необходимо помнить, что мы живем среди людей, которые подвержены эмоциям и действуют нелогично. Но, скорее всего, если вы будете держаться открыто и искренне, разговаривать дружелюбно и честно, «буря» быстро пройдет и наступит примирение. При такой ситуации партнеру будет легче признать свою вину, тем более, если вы признаете свою. Известно, что в любом конфликте виноваты двое. Пусть ваша вина меньше, но, признав ее, вы почувствуете спокойствие и умиротворение, тем более, когда вам ответят тем же. К сожалению, это не решит всей проблемы. Любую проблему сразу решить практически невозможно.
Конфликт уладить - тоже. Поэтому постепенно увеличивайте время общения. Начиная даже с 5 минут по телефону или при встрече. Такое общение потребует терпения. Но напряжение можно снять чем-либо отвлекающим, а также мыслью, что обязательно все наладится со временем. Не торопитесь — это может нарушить диалог и отпугнуть партнера. Будьте осторожны в своих действиях. Поменяйте некоторые свои привычки, чтобы не возродить воспоминания о прошлом. Нельзя вести себя так, как раньше. И нельзя вспоминать о прошлой обиде, обвиняя себя или другого. Вспоминая прошлое, вы будете затрагивать те моменты, которые еще болезненны и для вас, и для партнера. Тем более, что уже все высказано. Не зря говорится: «Простить - значит забыть».
Не угрожайте. Вы загоните человека в угол, так как после слов: «Еще раз сделаешь так, и я тебя...» - он будет чувствовать себя подавленным и униженным. Никогда не унижайте, не требуйте полного подчинения. Если вы его добьетесь, то знайте: человек вам солгал, он начал хитрить, чтобы избавиться от вас, как от напасти. Лучше посочувствуйте неудаче, но таким тоном, который соответствует ситуации, т. е. без иронии и сарказма.
Конечно, помириться после ссоры иногда очень сложно, но это происходит потому, что человек не осознает, что он теряет. Его захлестывают эмоции. Психологи советуют разделить пополам лист бумаги и написать в одной колонке «Что я теряю», в другой колонке «Что я приобретаю».
Так будет проще оценить конфликт. Чаще всего в первой колонке оказывается в 2-3 раза больше пунктов, чем во второй. И человек принимает верное решение. Подумайте над этим.
Известный психолог Дейл Карнеги советует избегать споров, как гремучих змей. Он считает, что 90% из участников спора убеждается в своей правоте еще тверже, чем прежде. Спор практически нельзя выиграть. Так как если вы из спора выходите победителем, то теряете друга, партнера по сделке. Это естественно, поскольку человек чувствует себя неуютно, проиграв в споре. Поэтому необходимо давать возможность выигрывать в споре своим друзьям. Спор - это удар по чувству собственного достоинства, часто очень болезненный. Он вызывает желание нанести ответный удар, но не изменить свое мнение. Спор вызывает чувство протеста, желание защититься и даже напасть на собеседника. Но что же делать, если необходимо переубедить человека? Постарайтесь высказать свое мнение тонко, чтобы не разгорелся спор. Убедить можно, как бы напомнив о том, что может произойти, или вспомнить подобную ситуацию. Пусть ваш партнер подумает, что эта мысль принадлежит ему, но он не высказал ее до конца.
Никогда не повышайте голос, говорите дружелюбным тоном. Потому что вы хотите добиться победы в деле, а не над партнером. Уклоняйтесь от спора, даже если вас вызывают на бой. Будьте выше бессмысленных пререканий. Не говорите собеседнику, что он не прав. Выслушайте его мнение, постарайтесь понять, почему он думает именно так. Ищите скрытые мотивы - это поможет вести равный диалог.
Допускайте возможность ошибки — вы тоже ошибаетесь. Если при этом вы будете использовать слова: «Я могу ошибаться, но...», то никогда не попадете в затруднительное положение. Слушайте собеседника терпеливо и заинтересованно. Тогда вы сможете лучше его понять, и ваш партнер захочет узнать, что вы думаете о данной проблеме. Если же вы прервете разговор замечаниями, то ничего не добьетесь. Ваш собеседник в лучшем случае пропустит информацию мимо ушей, в худшем - рассердится.
Не требуйте от собеседника подчинения и согласия. Это приведет к неискренности отношений, к отдалению от конструктивности решений. Просите собеседника об одолжениях. Старайтесь говорить интересно и делайте акцент в нужных местах. Это поможет восприятию и пониманию.
Критика - занятие неблагодарное и неблагородное. Тем более, что она может сломить человека, заставить его переживать по пустяковому поводу. Но вы не поддадитесь критике, не будете пасовать перед ней, если узнаете, что критикуют открыто по двум причинам:
1. Чтобы испытать чувство удовлетворения от превосходства над вами. Такие люди специально радуются, что у них лучше, больше и т. д. Они ждут от вас чувства униженности, разбитости.
2. Такие люди не умеют общаться, они настолько поверхностны, что не понимают обид, которые наносят.
Поэтому воспринимайте несправедливую критику как комплимент. А если это сделать сложно, то постарайтесь не обращать на нее внимания. Забудьте и идите дальше. Критика может быть вызвана завистью или ревностью. Тогда она будет выражена в форме претензии или даже приказа. Голос может быть раздраженный, нервный. Не пытайтесь оправдаться или потакать такой критике. Игнорируйте, защититесь непониманием, невосприятием.
Психологи считают, что люди, которые постоянно критикуют, не уверены в себе. С помощью критики они хотят закрепить свои позиции, а не указать на ваши ошибки. Скорее всего, таких критиков вы раздражаете, если ведете себя открыто и непринужденно.
Используйте с таким человеком свое обаяние и старайтесь отшутиться от критики, не воспринимая ее всерьез. Также можно попробовать критиковать в ответ по совершенно другому поводу. Критикующий увидит себя как бы в зеркале и, может быть, остановится, задумается. Если же критик упорствует, настаивает на своем, если он раздражен и нервничает, то стоит отступить. Психологи советуют отступать открыто, например, встать и уйти, чтобы показать свое недовольство и оставить человека одного обдумать положение. Не стоит ждать, что критик сразу изменится, но если он стал высказываться реже, то необходимо поддержать его в этом начинании.
Семь шагов к взвешенному решению
Чтобы дойти до взвешенного решения формулы выбора профессии, необходимо сделать семь шагов:
1. Составить список подходящих профессий. Составьте список профессий, которые вам нравятся, интересны, по которым вы хотели бы работать, которые вам подходят.
2. Составить перечень требований к выбираемой профессии. Составьте список своих требований. Например:
СОВЕТЫ УЧАЩИМСЯ
7 советов, как стать счастливее
В сети можно найти множество рекомендаций о том, как стать счастливее, но большинство из них не имеют никакой практической ценности. На самом деле, идеального рецепта не существует. У каждого человека свои критерии счастья и только он вправе их устанавливать. Однако я выявил семь вещей, которые реально помогут вам стать счастливее. Пусть это будет не абсолютное счастье, но ваша жизнь заметно улучшиться, если вы сумеете применить все предложенные вам советы.
Пессимизмом в той или иной степени страдает каждый, но помните об одной простой вещи: «Плохие мысли притягивают только плохие результаты». То есть, если вы думаете, что у вас ничего никогда не получится, то результат будет соответствующим.
Если человек уверен в том, что ему не везет в жизни, удача так и не посмотрит в его сторону. И сколько бы он не задавался вопросом, как обрести счастье, ему, прежде всего, придется начать с собственных мыслей. Действительно, очень сложно быть счастливым человеком, когда вокруг окружают лишь неудачи.
Решение: Начните искать в жизни яркие и позитивные стороны. Возможно, вы также пессимистично отнесетесь к этой мысли, мол, все равно не поможет, но попробуйте. Вы должны понять, что на самом деле каждый наш день наполнен миллионами приятных моментов, нужно лишь их только уметь разглядеть.
Многие люди уверены, что счастье наступит в какой-то определенный момент. То есть, достаточно лишь заработать N сумму денег или дождаться N дня и тогда уж точно можно будет улыбаться в полный рот. Друзья, истинное счастье скрыто совсем рядом, не нужно его искать и всячески усложнять себе жизнь. Для того чтобы быть счастливым необязательно иметь кучу денег, большой дом и престижную работу. Человек волен решать сам.
Решение: Прежде всего, перестаньте думать, что за вопросом о том, как стать счастливым человеком, стоит какой-то определенный набор действий или критериев. Можно сколько угодно стремиться с журавлем в небе, но настоящее счастье всегда оказывается у вас в руках. Жизнь слишком коротка, чтобы гнаться за чем-то совершенно вам ненужным.
Всегда вспоминаются картины, когда на встречах выпускников кто-нибудь обязательно сидит грустный и думает о том, что мало сумел добиться в этой жизни по сравнению с другими своими сверстниками. На самом деле этот вопрос довольно двояк. То есть, для человека с достаточно развитой силой воли сравнение с другими людьми может стать отличным мотивационным толчком. Однако на большинство людей эти мысли имеют удручающие нотки. А все происходит по тому, что мы сравниваем не всю жизнь других людей, а какой-то определенный промежуток. Обычно этого недостаточно для того, чтобы понять, как снова стать счастливым.
Решение: Тут есть два пути. Первый – это перестать себя сравнивать с другими людьми. Если уж вам так хочется, то начните сравнивать с самим собой. Каждый день отмечайте у себя в дневнике, насколько вы стали лучше за последние сутки. Второй путь – это сравнивать весь жизненный промежуток. Допустим, мой сосед Вася отлично играет на аккордеоне, зато я умею хорошо готовить.
Глубоко укоренившиеся убеждения есть у многих людей. И чем старше человек становиться, тем сильнее они набираются свою силу. Тут уж все зависит от воспитания. Если человека с детства приучили, что нельзя спорить со старшими и нужно уважать каждое их мнение, то увидев, как кто-то ругается с бабушкой, этот человек моментально бы возмутился. А это – лишний стресс, недовольство и прочий негатив. Ну, никак не поможет стать счастливее.
Решение: Примите тот факт, что некоторые ваши принципы и убеждения отсутствуют у других людей. Никто не должен жить и следовать вашим правилам. Человек – существо свободное и каждый волен решать, как ему поступать. Ваши личные стандарты не являются стандартами для всех остальных людей. Смиритесь.
Чаще всего из-за обиды больше страдаете вы, а не другой человек. Совесть раздирает вас изнутри. В большинстве случаев другой человек даже не знает, что вы на него обиделись, а если и знает, то видит только верхушку айсберга. Внутри же вы переживаете целую стихию, ураган и молнии, что негативно влияет на все ваши жизненные дела. И что получается в конечном итоге?
Решение: Очень важный совет для всех, кто хочет узнать, как стать счастливым человеком: простите и забудьте все ваши обиды, а впоследствии полностью откажитесь от этого чувства. Если человек вам серьезно насолил, то сделайте все необходимые выводы и идите по жизни дальше, со свободной душой. Лучший способ показать человеку, что он поступил неправильно – это поступить по отношению к нему максимально нравственно.
Почему-то многие считают, что во всех бедах и неудачах виноват кто-то другой. Есть одно простое правило: «Пока вы не возьмете ответственность за свою жизнь в свои руки, вы никогда не сможете сделать ее лучше». Это очень сложно и трудно принять, но факт остается фактом. Во всех ваших неудачах виноваты ВЫ.
Решение: Возьмитесь ответственность за вашу судьбу в ваши руки. Даже если вам будете сложно это принять, все равно сделайте это. Тем самым вы существенно приблизите себя к более светлому будущему. Не позвольте другим людям контролировать вашу жизнь и ваше эмоциональное состояние, слышите? Вы никогда не сможете понять, как стать счастливым человеком, если будете всецело зависеть от других людей.
Когда вы беспокоитесь, вы создаете негативные эмоции из ничего. Вы испытываете стресс, разочаровываетесь, а на самом деле ничего не происходит. Все картины, которые вы себе представляете – нереальны. Все плохое, что вы представляете в будущем (например, перед экзаменом) – не существует. Есть только настоящее время и еще ничего не случилось. Так зачем терроризировать себя?
Решение: Перестаньте попусту беспокоиться. Думайте о том, что происходит сейчас и постарайтесь сделать каждое мгновение вашей жизни как можно лучше. Никакой пользы от беспокойства нет, только вред. Если вы можете как-то помочь в ситуации – сделайте это. Если вы не можете ничего сделать, то лучше потратьте время на что-нибудь ценное. Конечно же, речь идет о повседневных делах, а не о каких-нибудь разрушительных происшествиях.
СОВЕТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ДЛЯ ВЫПУСКНИКОВ И ИХ РОДИТЕЛЕЙ
КАК ПОДГОТОВИТЬСЯ К ЭКЗАМЕНАМ И СДАТЬ ИХ?
Подготовка к экзамену
Накануне экзамена
Во время экзамена
Желаем удачи!!!
СОВЕТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ
ПРИЕМЫ, МОБИЛИЗУЮЩИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ПОДГОТОВКЕ И СДАЧЕ ЭКЗАМЕНОВ
ПО ПОДГОТОВКЕ К ВЫПУСКНЫМ ЭКЗАМЕНАМ
11.Bo время консультаций по подготовке к экзаменам не стесняйся задавать учителю вопросы, если тебе что-то непонятно. Консультация - это твоё время и твоё право задавать вопросы. Экзамен - это право учителя задавать тебе вопросы.
12.Экзамен - это первое твоё испытание. Постарайся оставить о себе хорошее впечатление.
13.Экзамен - это самопрезентация человека. Постарайся выглядеть так, чтобы экзаменаторам было приятно с тобой общаться.
14.Во время экзамена не спеши сразу давать ответ. Подумай, вникни в содержание поставленного вопроса в билете.
15.Строй свой ответ системно, логично, не забывай о важных фактах, связанных с вопросом билета.
16.Если в чём-то сомневаешься, лучше не говори, чтобы не сделать неуместные ошибки.
17.Если ты считаешь, что ты прав, не бойся отстаивать своё мнение, доказывать свою правоту.
18.Если ты не прав, не ищи виноватых в других людях. Постарайся в другой раз быть более серьёзным и ответственным при подготовке к экзаменам.
19.Умей достойно выходить из самого трудного положения.
20.Удачи и успехов на экзаменах.
СОВЕТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ДЛЯ ВЫПУСКНИКОВ
ОРГАНИЗАЦИЯ САМОПОДГОТОВКИ К ЦЕНТРАЛИЗОВАННОМУ ТЕСТИРОВАНИЮ
Начиная подготовку к ЦТ, полезно составить план. Составляя план на каждый день подготовки, необходимо четко определить, что именно сегодня будет изучаться. Не вообще «немного позанимаюсь», а что конкретно сегодня будете учить, какие разделы какого предмета. Конечно, хорошо начинать, пока свежая голова, начинать с самого трудного, с того раздела, который знаете хуже всего. Обязательно следует чередовать работу и отдых, скажем, 40 минут занятий, затем 10 минут перерыв.
Полезно повторять материал по вопросам. Прочитав вопрос, вначале вспомните и обязательно кратко запишите все, что вы знаете по этому вопросу, и лишь затем проверьте себя по учебнику. Особое внимание обратите на подзаголовки главы или параграфа учебника, на правила и выделенный текст. Проверьте правильность дат, основных фактов. Только после этого внимательно, медленно прочтите учебник, выделяя главные мысли, – это опорные пункты ответа.
В конце каждого дня подготовки следует проверить, как вы усвоили материал: вновь кратко запишите планы всех вопросов, которые были проработаны в этот день.
При подготовке к ЦТ полезно структурировать материал за счет составления планов, схем, причем обязательно делать это не в уме, а на бумаге. Такая фиксация на бумаге делает ответ четким, точным, позволяет выделить главное, что важно при кратком ответе или ответе на текст.
Ответы на наиболее трудные вопросы мы рекомендуем давать полные, развернутые, рассказать маме, другу – любому, кто может выслушать. Или перед зеркалом. Концентрируйте внимание на ключевых мыслях.
Если в какой-то момент подготовки к тестированию вам начинает казаться, что это выучить невозможно и вы никогда не сможете запомнить все, что требуется, подумайте о том, сколько по этому предмету вы уже знаете, дайте себе отчет в том, где вы находитесь и сколько вам еще предстоит пройти, чтобы освоить весь материал.
Обязательно решайте задачи (по математике, физике, химии), выполняйте грамматические разборы предложений, слов (по русскому, белорусскому языкам), в общем, научитесь хорошо выполнять практические задания; и не просто выполнять, но и рассказать вслух, как вы выполняли, каков ход ваших действий и рассуждений.
Накануне тестирования. Оставьте один день перед тестированием на то, чтобы повторить все планы ответов. Не повторяйте материал по порядку, лучше напишите номера на листочках и тяните, как на экзамене. Каждый раз, прежде чем рассказать материал, вспомните и напишите план ответа. Если это получилось хорошо и быстро, то можете не рассказывать – этот вопрос вы знаете хорошо. Рассказывайте только то, в чем вы чувствуете затруднение.
Черновик надо использовать экономно, чтобы хватило бумаги. Все, что можно, вычисляйте в уме. Времени будет достаточно. Еще раз представьте себе все как можно конкретнее, в деталях, со всеми чувствами, переживаниями, действиями, но так, как бы вы хотели, чтобы все произошло, как должно произойти на успешном тестировании.
Накануне экзамена не надо переутомляться. С вечера перестаньте готовиться. Прогуляйтесь. Лягте спать раньше обычного времени, чтобы встать отдохнувшим, с ощущением здоровья и силы. Ведь экзамен – это своеобразная борьба, в которой надо уметь за себя постоять. К сказанному ранее добавим еще несколько полезных советов.
Некоторые особенности запоминания
1. Трудность запоминания растет непропорционально объему. Большой отрывок учить полезнее, чем короткое изречение.
2. При одинаковой работе количество запоминаемого тем больше, чем выше степень понимания.
3. Распределенное заучивание лучше концентрированного. Лучше учить с перерывами, чем подряд, лучше понемногу, чем сразу.
4. Чем большую часть времени тратим на повторение по памяти, а не простое многократное чтение, тем эффективнее.
5. Из двух материалов, большего и меньшего, разумнее начинать с большего.
6. Во сне человек не запоминает, но и не забывает.
Условия поддержания работоспособности
1. Чередование умственного и физического труда.
2. Выполнение гимнастических упражнений (кувырок, свеча, стойка на голове), так как они усиливают приток крови к клеткам мозга.
3. Бережное отношение к зрению (во время перерыва каждые 20-30 минут отвести взгляд вдаль, оторвать газа от книги).
4. Минимум телевизионных передач!
Как вести себя на тестировании
1. После получения бланка ответов точно и аккуратно заполните область регистрации во избежание ошибок, которые существенно затруднят работу операторов и скажутся на ваших результатах.
2. Внимательно ознакомьтесь с инструкцией по выполнению теста.
3. Не отвлекайтесь на посторонние факторы, помните, самое дорогое на ЦТ – это время.
НЕКОТОРЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ЗАПОМИНАНИЯ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ЭКЗАМЕНАМ:
КАК ЗАПОМНИТЬ БОЛЬШОЕ КОЛИЧЕСТВО МАТЕРИАЛА
УСЛОВИЯ ПОДДЕРЖКИ РАБОТОСПОСОБНОСТИ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ЭКЗАМЕНАМ
ПРИЁМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ЭКЗАМЕНАМ
Памятка
по суицидальному поведению детей и подростков
Что означает:
Самоубийство (суицид) - намеренное желание лишить себя жизни. Суицидальное поведение включает в себя суицидальные мысли, намерения, попытки (покушения) и завершенные суициды. В подростковом возрасте уровень завершенных суицидов на 3-м месте среди других возрастных групп, уровень суицидальных попыток максимальный. В возрасте до 10 лет суицидальные попытки редки, завершенные суициды единичны.
Выделяется 3 типа суицидального поведения :
1) демонстративное без намерения покончить с собой
2) аффективное - суицидальные попытки, совершенные на высоте аффекта
3) истинное - обдуманное и постепенное выполнение намерения покончить с собой.
Причины:
1. Лично-семейные конфликты (развод, болезнь или смерть близких, одиночество, неудачная любовь, оскорбление);
2. Состояние здоровья (психические и соматические заболевания, инвалидность);
3. Конфликты, связанные с антисоциальным поведением суицидента (опасения уголовной ответственности, позор, боязнь наказания);
4. Конфликт, связанный с работой или учебой;
5. Материально-бытовые трудности.
Выделяют следующие причины подростковых самоуйбийств:
Детским попыткам самоуйбийств могут предшествовать:
вина и стыд за проступки
насилие над детьми, развод родителей
алкоголизм или амбивалентное отношение матери
потеря близких, а также гиперопека или заброшенность.
Мотивы часто не соответствуют причинам, для каждого суицидента самоубийство имеет личностный смысл, причем не смертельный, а вполне жизненный. Подростковые попытки бывают продиктованы мотивами манипулирования, контроля над другими и нежеланием умереть.
1. Протест - непримиримость, желание наказать обидчиков, причинить им вред хотя бы фактом собственной смерти.
2. Призыв - желание привлечь к себе внимание, вызвать сочувствие: "Посмотрите, как мене больно!"
3. Избежание - устранение себя от наказаний, непереносимой угрозы или физических страданий, например, в случае тяжелого заболевания.
4. Самонаказание - протест во внутреннем плане, когда разрушительной силой выступает чувство стыда или вины.
5. Отказ - полная капитуляция, сближение цели суицида с мотивом, нарастает серьезность.
Психологические особенности самоуйбийц
Признаки появления суицидальных намерений у детей
- Сужение интересов, внутренняя концентрация- Торможение агрессии, направленной вовне и переключение ее на собственную личность- Желание умереть и фантазирование на темы самоубийства.
Как относиться:Если вы родитель, воспитатель, социальный работник или любой другой специалист, который сталкивается с какими либо проявлениями суицидального поведения, вам необходимо знать о мифах, существующих в обществе:
Вы можете столкнуться с самыми разными чувствами, возникающими, когда кто-либо из близких или клиентов выражает суицидальные намерения. Это могут быть:- страх, тревога, сочувствие- нетерпение, раздражение, отвержение.Если вы не верите высказываниям о самоубийстве, помните, что они всегда означают, что человеку трудно и он пытается найти выход из кризисной ситуации.Для подростков проблема собственной смерти может быть связана с развитием самосознания, процессом поиска смысла жизни и этот вопрос им необходимо решить для перехода к зрелости. 50 % подростков думали об этом (по анкетным данным).
Что делать:Если вы не видите серьезных оснований для кризиса и он продолжается - необходимо обсуждать трудную для подростка ситуацию и искать ее причины. В детском возрасте трудно переоценить роль спокойной уверенности и любви матери в предотвращении суицидальных попыток. Сплоченность родителей, умение нести ответственность за суицидальное поведение детей (не обольщайтесь - это не только "шантаж"), установление доверительных отношений с детьми могут быстро воздействовать на суицидальное поведение подростков.Если связи родитель-ребенок затруднены, всегда есть возможность обратиться в службу Телефон Доверия.
Режим дня
В трудное предэкзаменационное время нужно особенно позаботиться о поддержании своей работоспособности.
Увеличить сон на 1 час. Если вы не выспались, то на изучение того же материала вы тратите значительно больше времени.
Желательно заставить себя просыпаться пораньше.
Лучше всего мозг воспринимает информацию с 7.00 до 12.00 и с 14.00 до 17-18.00 часов.
В середине дня 30-40 минут проводить на свежем воздухе для обогащения кислородом клеток мозга.
Делать перерывы каждые 60-90 минут. Перерывы не должны быть длительными (10-15 мин.) и желательно наполнить их физической нагрузкой.
Питание
Далеко не последнюю роль в процессе запоминания и усвоения информации играет грамотное питание. Научно доказано, что концентрация внимания, память, хорошее настроение – совсем не случайность. Все это вполне достижимо с помощью … еды. Представьте себе, что 20% калорий, потребляемых нами в день, «съедает» мозг. Соответственно, рацион определяет и умственные способности. Одни продукты стимулируют работоспособность, другие – быстроту мышления, третьи – концентрацию.
Лучшему запоминанию способствует морковь.
От перенапряжения и психической усталости лучшее средство – лук.
Орехи – для выносливости.
Клубника и бананы помогут снять стресс.
Для питания клеток мозга просто незаменима морская рыба.
Улучшает кровоснабжение мозга черника.
Ничто не освежит ваши знания так, как лимон.
А непосредственно перед экзаменом не забудьте съесть шоколадку.
Запоминание и усвоение материала
Составление плана:
1. Не читайте подряд весь учебник. Повторяйте по вопросам. На каждый вопрос составляйте краткий конспект или план. Дело в том, что краткую запись ваша память «сфотографирует», на экзамене вы ее обязательно вспомните, а по плану и остальное легко вспомнится.
2. Ответы на наиболее трудные вопросы развернуто пересказывайте, можно кому-нибудь, можно записать и прослушать. Заодно и поймете, какое впечатление ваш ответ произведет на преподавателя.
3. Не думайте «Я все равно провалюсь». Такие мысли не зря называют саморазрушающими. Они не только мешают готовиться, создавая постоянное напряжение и сумятицу в мыслях, занимая в них главное место, они к тому же, как ни странно, не позволяют вам ничего делать или делать все спустя рукава (а зачем, если все равно ничего не выйдет?). Поэтому сосредоточьтесь на конкретных задачах – продумайте программу подготовки на каждый день и настраивайтесь на успех.
4. Оставьте один день перед экзаменом на то, чтобы вновь повторить все планы ответов.
5. Перед экзаменом обязательно мысленно проиграйте ситуацию экзамена, представьте все во всех деталях и сконцентрируйтесь на лучшей форме поведения, а на собственные страхи постарайтесь не обращать внимание.
6. Для лучшего запоминания выявите свой ведущий тип памяти:
- при хорошей зрительной памяти используйте рисунки и схемы;
- при слуховой – читайте вслух, слушайте записанный текст
Внимание
Очень часто бывает так, что во время изучения какого-то предмета появляются посторонние мысли, хочется отвлечься и т.д., особенно когда предмет не из любимых. И в этом случае необходимы дополнительные методы, чтобы сконцентрировать внимание, сделать так, чтобы не отвлекаться. Можно посоветовать следующее.
Во-первых, подготовить специально отведенное для учебы место. Там не должно быть ничего лишнего, что могло бы отвлечь внимание (например, фотографии).
Во-вторых, поза должны быть "собранная", а не "развалившаяся". Сидеть лучше не в мягком кресле, а на твердом стуле.
В-третьих, можно включить тихую фоновую музыку, заглушающую посторонние звуки, которые могут вас отвлечь. Для лучшего УСВОЕНИЯ материала необходим активный подход к делу. При изучении предмета, при чтении книги подчеркивайте важные места, выписывайте их, конспектируйте. Многие из вас, наверное, при изучении (обычно — иностранного языка) используют карточки со словами. Очень полезный метод. Его можно использовать и для всех прочих предметов, записывая, например, правила русского языка, физические законы, математические формулы и т.д. Проверено также, что степень усвоения материала повышают групповые занятия.
ИЗВЕСТЕН ЕЩЕ ТАКОЙ МЕТОД ИЗУЧЕНИЯ (по-английски он называется "survey, question, read, recite, review", или SQ3R, т.е. "обзор, вопрос, чтение, пересказ, повторение")
ПЕРВЫЙ ШАГ — обзор материала: просмотр заголовков и беглое чтение, чтобы представить общее содержание.
ВТОРОЙ ШАГ — к каждой теме (заголовку) сформулировать по одному вопросу.
ТРЕТИЙ ШАГ — читать текст, и по ходу чтения пытаться найти ответы на поставленные вопросы.
ЧЕТВЕРТЫЙ ШАГ — ответить на эти вопросы.
ПЯТЫЙ, заключительный, шаг — повторить материал (останавливаясь подробно на трудных местах).
Запоминание
Чтобы хорошо сдать экзамен, надо много выучить, запомнить. Поэтому запоминание — ключевой момент. А значит, надо научиться хорошо и много запоминать.
Методы тренировки памяти
Чтобы запомнить, например, телефонный номер 231-97-75, можно разбить все цифры на группы и придумать для каждой группы простую ассоциацию. Например: 23 — возраст брата, 1977 — год рождения сестры, 5 — месяц ее рождения. Вместо семи единиц информации стало всего три, да и те относятся к семье.
Для запоминания имен новых знакомых можно использовать такой метод: повторять имя вслух (например, часто обращаясь к нему по имени). Известно, что слуховая информация дольше удерживается в памяти, нежели визуальная (правда, это верно не для всех), поэтому для запоминания номера телефона, который вы увидели написанным, повторите его вслух несколько раз.
Мнемонический метод. Для облегчения запоминания какого-то списка несвязанных слов придают ему другую структуру и смысловую нагрузку. Всем с детства известно, как запомнить по порядку все цвета радуги (для тех, у кого еще не было детства, сообщаем: "Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан" - "Красный, Оранжевый, Желтый, Зеленый, Голубой, Синий, Фиолетовый").
Есть и другие примеры. Астрономы запоминают порядок планет (Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон) с помощью такой фразы: "Морской Волк Замучил Молодого Юнгу, Совершенно Утомив Несчастного Подростка", а математики — цифры числа "пи" (3,14159265358979) фразой "How I want a drink, alcoholicofcourse, aftertheheavylecturesinvolvingquantummechanics" (или по-русски примерно, сохранив мнемоническое правило, так: "Как я хочу и желаю надраться до чертей после сих тупых докладов, наводящих тяжелую депрессию"). Здесь используется количество букв в словах.
Метод loci. Для начала надо пройтись по своей квартире (или другому хорошо известному вам месту) в каком-нибудь определенном порядке (например, от входной двери до дальней точки квартиры) и пронумеровать каждый предмет меблировки, который встретится у вас на пути. Запомните этот список. Так как это хорошо известное вам место, это не составит особого труда. Может получиться до двадцати слов. Это основные, ключевые слова, которые вы будете использовать для запоминания совершенно других слов.
Предположим, у вас получилось что-то типа: "дверь, вешалка, шкаф", а запомнить вам надо список продуктов, которые необходимо купить в магазине: "сливочное масло, пакет картошки, хлеб". Вы поступаете таким образом: связываете каждый предмет, который необходимо запомнить, с предметом из ключевого списка (предметом мебели) и стараетесь это ярко и красочно представить. Сливочное масло, размазанное по двери, пакет картошки, висящий на вешалке, шкаф, битком забитый хлебом, и т.д. И тогда вам достаточно запомнить эту живописную картину, чтобы запомнить длинный (или не очень) список продуктов. Исследования показали, что этот метод очень эффективен. Предлагали запомнить пять списков по двадцать предметов в каждом. Те, кто использовали метод loci, вспоминали почти в три раза больше предметов, чем те, которые им не пользовались.
На экзамене
Первый шаг – психологическая установка на успех, абсолютная уверенность в том, что цель будет достигнута. Необходимо приучить себя к успеху, удаче, сделать ее привычной.
На экзамен приходите вовремя, за 10 минут до начала. Раньше не нужно, чтобы не нервничать, позже тоже – по той же причине. Паника среди сдающих экзамен заразительна. Поэтому не расспрашивайте перед экзаменом идущих на него об их знаниях и неуспехах, а тем более о требованиях экзаменатора.
Взяв билет, сосредоточьтесь на словах «Я спокоен», медленно повторите их 5-6 раз.
Подготовку к ответу начните с того вопроса, который помните лучше всех, попутно на полях записывая то, что у вас «всплывает» по другим вопросам.
Не пишите подробный текст ответа. Гораздо лучше, составив план ответа, продумать, что вы будете рассказывать. Так как чтение вашего ответа с листа производит неблагоприятное впечатление на экзаменатора.
Объективно оцени преподавателя. Понаблюдай за ним и соответственно веди себя.
Отвечая материал, смотри на экзаменатора и представляй, что ты рассказываешь доброжелательному и спокойному человеку.
Отвечайте с интересом и энтузиазмом. Если вам неинтересно отвечать, это чувствуется. Энтузиазм заразителен, скука – тоже.
А вообще, вы сдадите экзамены, потому что:
Успехов вам и удачи на экзаменах!