ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ "ЕЗЕРСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА"
Холокост в Че́риковском районе — систематическое преследование и уничтожение евреев на территории Чериковского района Могилёвской области оккупационными властями нацистской Германии и коллаборационистами в 1941—1944 годах во время Второй мировой войны, в рамках политики «Окончательного решения еврейского вопроса» — составная часть Холокоста в Белоруссии и Катастрофы европейского еврейства.
Из административного распоряжения № 1 командующего тылом группы армий «Центр» генерала фон Шенкендорфа от 7 июля 1941 года[1][2]:
«III. Отличительные знаки для евреев и евреек1. Все евреи и еврейки, находящиеся на занятой русской территории и достигшие 10-летнего возраста, немедленно обязаны носить на правом рукаве верхней одежды и платья белую полосу шириной в 10 см с нарисованной на ней сионистской звездой или же жёлтую повязку шириной в 10 см.2. Такими повязками обеспечивают себя сами евреи и еврейки.3. Евреев категорически запрещается приветствовать. Нарушители будут строжайше наказываться местным комендантом по месту жительства».
Чериковский район был полностью оккупирован немецкими войсками в июле 1941 года. Уже летом 1943 года почти весь район контролировался партизанами — за исключением самого Черикова, деревень Веприн, Пильня, Чудяны и станции Веремейки. Полностью немецкая оккупация района закончилась в октябре 1943 года[3]. Нацисты включили Чериковский район в состав территории, административно отнесённой к зоне армейского тыла группы армий «Центр». Комендатуры — полевые (фельдкомендатуры) и местные (ортскомендатуры) — обладали всей полнотой власти в районе.
Для осуществления политики геноцида и проведения карательных операций сразу вслед за войсками в район прибыли карательные подразделения войск СС, айнзатцгруппы, зондеркоманды, тайная полевая полиция (ГФП), полиция безопасности и СД, жандармерия и гестапо[4].
Во всех крупных деревнях района были созданы районные (волостные) управы и полицейские гарнизоны из коллаборационистов.
Одновременно с оккупацией нацисты и их приспешники начали поголовное уничтожение евреев. «Акции» (таким эвфемизмом гитлеровцы называли организованные ими массовые убийства) повторялись множество раз во многих местах. В тех населенных пунктах, где евреев убили не сразу, их содержали в условиях гетто вплоть до полного уничтожения, используя на тяжелых и грязных принудительных работах, от чего многие узники умерли от непосильных нагрузок в условиях постоянного голода и отсутствия медицинской помощи[5].
За время оккупации практически все евреи Чериковского района были убиты, а немногие спасшиеся в большинстве воевали впоследствии в партизанских отрядах[6].
Гетто
Основная статья: Чериковское гетто
Оккупационные власти под страхом смерти запретили евреям снимать желтые латы или шестиконечные звезды (опознавательные знаки на верхней одежде), выходить из гетто без специального разрешения, менять место проживания и квартиру внутри гетто, ходить по тротуарам, пользоваться общественным транспортом, находиться на территории парков и общественных мест, посещать школы[7].
Реализуя нацистскую программу уничтожения евреев, немцы создали на территории района одно гетто — в Черикове, в котором к осени 1941 года были замучены и убиты около 500 евреев[8].
Опубликованы неполные списки жертв геноцида евреев в Чериковском районе[9].
Два памятника жертвам геноцида евреев в районе установлены в Черикове — на месте массового убийства осенью 1941 года[10] и на чериковском еврейском кладбище[11]
Источники
Книги и статьи
Архивные источники
Дополнительная литература
Рассказ о Холокосте — это посыл будущим поколениям
Холокост - Массовое уничтожение нацистами европейских евреев в годы Второй мировой войны
Последствия былой трагедии ощущаются и сегодня. На еврейской свадьбе не редкость, когда со стороны одного из молодых в разы меньше гостей, потому что родственники были уничтожены во время Второй мировой войны. Холокост неслучайно стал отдельной темой в истории памяти о войне. Трудно понять, как вообще могла зародиться и осуществляться идея об уничтожении целой нации. Поэтому для еврейского народа очень важно, чтобы на памятниках, напоминающих об ужасающих событиях 40-х годов прошлого века, обязательно была указана национальность жертв.
В Беларуси много мест, напоминающих о Холокосте, и не обязательно это большие памятники. Таких болевых точек на нашей земле тысячи, и часто они находятся в глухих местах, в лесу. Иногда жители маленьких деревушек просят сохранить память о трагедиях, происходивших в их местности, — хотя бы просто разровнять землю и положить валун там, где фашисты убивали еврейские семьи. Благодаря местным инициативам мы сегодня имеем невероятную карту Холокоста в Беларуси — это около 500 памятников! Среди них есть объекты, достойные высокой художественной оценки, которые известны далеко за пределами страны.
В Европе тема Холокоста широко обсуждалась еще в 60–70-е годы, а на постсоветском пространстве поднимать ее не было принято. Поэтому у нас и сегодня решаются вопросы, как преподносить эту память, где ставить памятники, как восстанавливать имена жертв.
К тому же появились новые средства представления этих знаний. Например, сейчас в Беларуси программисты и историки создают мобильный сервис, который будет помогать найти памятники Холокосту, даже те, которые ставились в недостижимых, малоизвестных местах. В планах разработчиков — указать координаты каждого памятного камешка, чтобы путешественники легко могли отыскать исторические объекты, связанные не только с уничтожением евреев, но и с их историей. Будут обозначаться места, где находились синагоги, еврейские учебные заведения.
Брестский театр «Крылья холопа» создал документальный аудиоспектакль, посвященный местной трагедии. Благодаря мобильной программе можно слушать спектакль и перемещаться по карте города в места, связанные с истреблением еврейской общины в Бресте. Неравнодушная молодежь продолжает искать новые формы подачи — например, современники могут обратиться с вопросами к жертвам-голограммам.
Одна из особенностей Беларуси в том, что над темой Холокоста работают не только местные еврейские общины. Свидетелей чудовищных событий (или их потомков) разбросало по всему миру. И даже спустя 75 лет после окончания войны люди хранят ценные сведения — рассказы о местах, где происходили расправы, имена жертв, события. Многие памятники, которые открываются и будут открываться в нашей стране, — это пример международного сотрудничества в возвращении и сохранении памяти. Мемориальный комплекс «Тростенец» — наиболее яркий тому пример.
«Это переплетение локальной памяти с Международной, на мой взгляд, очень важно, — уверена председатель ОО «Республиканский фонд «Холокост» Галина Левина. — Многие до конца не осознают масштабы трагедии на нашей земле — что в Беларуси более 800 тысяч людей уничтожили только за то, что они евреи. Большое значение имеет образование. От того, как сегодня ведется работа со школьниками, молодежью, зависит будущее. Если потерять преемственность, мы не сможем дальше устанавливать новые знаки, создавать фильмы, рассказывать о трагедии евреев в Беларуси».
Обращение к молодежи
Память о Холокосте — путь к толерантности и взаимопониманию в современном мире. И поэтому она так важна в воспитании молодого поколения. Дети знакомятся с ней на уроках истории, более углубленно могут изучать на факультативных занятиях, в объединениях по интересам военно-патриотического направления, действующих на базе учреждений дополнительного образования. В 2019–2020 годах в учреждениях всей страны проводятся республиканские акции «Беларусь помнит» и «Великой Победе 75». Дети изучают историю своих мест, биографии участников, свидетелей и жертв войны.
Во время конкурса «Звездочка на карте района» ребята изучали памятники военных событий, в том числе и связанные с Холокостом. Учащимися создано более 120 интерактивных карт на территории сельсоветов, районов и областей, где представлено описание более 2500 памятников военной истории. Карты используются в образовательном процессе, а также при создании экскурсий военно-патриотического направления.
В рамках республиканского конкурса «Познаем Беларусь вместе» учащиеся учреждений образования создали около 450 туристско-экскурсионных маршрутов, в том числе 60 по местам, связанным с военным периодом. Например, учащиеся Чериковского района создали экскурсионный маршрут к месту расстрела еврейского населения. Столичные школьники проводят уроки-экскурсии на мемориальном комплексе «Яма».
В рамках проекта «Тростенец — место памяти, Тростенец — место скорби» разработаны экскурсии по мемориалу. Их проводят экскурсоводы музеев учреждений образования — как для учащихся и педагогов, так и для гостей города. Материалы, которые знакомят с трагедиями Минского гетто и концлагеря «Тростенец», можно найти на сайте Минобразования. В Гродненской области создается информационно-образовательный интернет-проект «История #Память #Будущее.by», который будет в том числе размещать гугл-карты к местам памяти о жертвах войны, презентации, информацию, посвященную праведникам.
Для молодого поколения важно не только слышать слово «Холокост»: задача современников — наполнять его смыслом, показывать, что это такое. Новым поколениям эта тема становится понятнее, когда они слышат о ней не как о трагедии шести миллионов убитых, а открывают отдельные истории, судьбы конкретных людей.
«Я хотела жить»
«С первого дня мой отец был одним из руководителей сопротивления Минского гетто. Мой старший брат взорвал 17 эшелонов (я могу это подтвердить архивными документами). Средний брат лежит в Тростенце, ему было всего 16 лет. В 1942 году зимой к нам (тогда это была Республиканская улица) нагрянуло гестапо, искали оружие. Дети были как старики, они понимали опасность. И когда мать крикнула, что надо спасаться, я выскочила в коридор, потом во двор и спряталась в туалете. Когда стемнело, вечером меня достали — я этот момент не помню, — у меня были отмороженные руки и ноги. Мне был седьмой год, — вспоминает председатель Минского благотворительного общественного объединения «Гилф», бывшая узница Минского гетто Фрида Рейзман. — Поверят ли мне, если я скажу, что видела реку крови, которая текла по улице после погрома? Я видела детский дом, в юденрате детей просто собрали под крышей, их не кормили, потому что было нечем. Истощенные, малыши не могли ходить, их не убивали пулями, а зарезали в кроватях. Я видела в четырехдневном погроме, как немец берет за одну ножку младенца, и — об угол дома, и головка разлеталась как арбуз. На Юбилейной площади (там до и после войны была ярмарка) расстреливали 17–18-летних девушек. Когда я понимала, что могу умереть, у меня отключалось сознание. Я хотела жить! Передать невозможно, что человек может сделать с человеком. Но самое страшное — то, что после войны эта тема замалчивалась. Я однажды спрашивала у отца, что стало с явкой, которая была на Немиге. Папа сказал, что кто-то выдал. Подпольщики, которые там находились, отстреливались, положили много фашистов и сами погибли. Но почему нигде не пишут, что в центре города был бой?»
К сожалению, упущено время, когда можно было собирать информацию от свидетелей, которые были взрослыми во времена трагедии. Но и воспоминания детей войны и архивы — важный источник.
Фрида Вульфовна — одна из тех активистов, кто борется за сохранение памяти о Холокосте. Много лет после войны она искала своего спасителя из деревни Узляны Пуховичского района. Мужчина много раз проезжал через посты и заставы в Минск, вместе с помощниками на телеге вывозил людей из гетто. Этот отважный человек погиб, а его фамилия была неизвестна. Первый памятник Праведникам мира появился также благодаря усилиям Фриды Рейзман — в деревне Поречье Пуховичского района. По своему масштабу этот поступок белорусских праведников выделяется в истории Холокоста — в 1943 году жители небольшой деревушки приняли в свои семьи около 40 детей из Минского гетто.
Наша гордость
В конце ноября прошлого года городской художественный совет рассмотрел проект памятника Праведникам мира, над которым в последние годы жизни работал архитектор Леонид Левин. На сегодня известно около 800 имен белорусов, которые рисковали своей жизнью, спасая евреев. Это гордость народа — героического, открытого, самоотверженного. Инициативная группа, в которую входит много различных организаций, занимается продвижением этого проекта, ищет финансирование. Размещение знака планируется в Минске на мемориале жертвам геноцида «Яма».
Еще одна важная тема, которой в последние годы уделяется особое внимание, — еврейское сопротивление. Все больше такой информации подается в музеях, книгах и памятниках. Можно вспомнить о Музее еврейского сопротивления в Новогрудке. Новые факты продолжают открываться, много страниц истории еще предстоит изучить.
Новый крупный мемориальный комплекс должен появиться в Дзержинске. В войну здесь за четыре часа было убито 1600 человек. Памятник будет возвращать имена жертв — на сегодня из них известны 440. Мемориал уничтоженным евреям Койданово — это еще один памятник — приглашение к диалогу. Люди, которые придут сюда, будут искать ответы на вопросы, почему такая трагедия стала возможна и как не перейти черту ненависти.
Марзалюк о коллаборантах: тот, кто мучил людей в концлагерях, никогда не будет считаться героем
Неутихающий стон прошлого
В работе нацистских концлагерей активно содействовали бчб-коллаборанты
Международный день освобождения узников фашистских концлагерей отмечает мир 11 апреля. С этим совершенно бесчеловечным явлением наша земля знакома не понаслышке. О том, какие уроки нам преподносит история и какие выводы стоит вынести из них, — размышления известного белорусского историка, председателя Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания по образованию, культуре и науке, члена-корреспондента Национальной академии наук, доктора исторических наук, профессора Игоря МАРЗАЛЮКА.
Неотъемлемость смерти Концлагеря были неотъемлемым элементом нацистской системы тотального уничтожения тех, кого нацисты считали расово чуждыми и недостойными жизни. Напомню, что одним из краеугольных камней доктрины национал-социализма является расовая теория: на вершине пирамиды — фюрер, ниже — избранные нордические арийцы (в первую очередь СС), далее иерархия европейских рас: немцы, англосаксы, иные индоевропейцы. Внизу этой пирамиды — «расовые отбросы»: славяне и прочие. Доктрина эта имела важный, но не озвучивавшийся на оккупированных территориях пункт: после победы над СССР с его населением следует обходиться так, как британцы обходились с туземцами Австралии. То есть попросту уничтожать. Но вначале уничтожению подлежали те, кто считался расово неполноценным. Для этого и были созданы концлагеря — сперва для «окончательного решения» «еврейского вопроса». То есть для тотального уничтожения всех евреев. И когда нацисты захватили Польшу и начали тотальную войну против Советского Союза, именно в восточных землях они увидели территории для обустройства мест уничтожения еврейского населения всей Европы — в лагерях смерти, в числе которых был и «Тростенец». В этом лагере уничтожали как людей из Минского гетто, так и евреев из Западной Европы. В целом же в лагеря смерти попадали евреи, цыгане и представители всех направлений антинацистского сопротивления. Были и лагеря, создаваемые для специфических целей — очистки территорий от нежелательных элементов, для медицинских целей. Но, как правило, все они были полифункциональны.
Бчб-обслуга лагерей смерти
— Однако подобные специфические учреждения, прямо скажем, требовали и особый тип работников. Для обслуживания там «разных полезных приспособлений», как говорил с горечью один из литературных героев Ремарка…
— Самое отвратительное, что обслуживающий персонал лагерей смерти был не только немецким. В злодеяниях нацистов самое активное участие принимали местные коллаборационисты всех мастей.
Я имею в виду и этнических белорусов. Правда, к чести наших сограждан, стоит подчеркнуть, что таковых было значительно меньше. Первое же, что приходит на ум, когда мы говорим про таких помощников гитлеровцев, — это деятельность латышских боевых подразделений — самых боеспособных на территории оккупированной Беларуси. Объективности ради стоит сказать, что действовали они вкупе с бригадой «РОНА» бригадефюрера СС Бронислава Каминского, которая позже станет 29-й дивизией СС. Причем латыши преследовали такие утилитарные цели, как этнические чистки белорусского населения на всей этой территории.
Не стоит забывать и об активном участии в работе лагерей, сопровождении их узников местными полицейскими подразделениями. А также о том, что в 1942-м на территории Беларуси «ярко» отметился 201-й украинский батальон шуцманшафта, которым командовал гауптман Роман Шухевич, позже возглавивший УПА.
Сошлюсь на одного из самых авторитетных, с моей точки зрения, историков по теме коллаборационизма — Пера Андерса Рудлинга, шведско-американского историка, который посвятил ей целый ряд своих исследований. В операции «Барбаросса» этот историк видит водораздел между «нормальной европейской войной» и полным изменением парадигмы такой войны: теперь речь шла о расовой идеологической войне, то есть об уничтожении неугодных. Местным эти вещи не говорились, но предназначение коллаборантов нацисты видели в активном использовании их потенциала в хозяйственных работах. Чтобы они были помощниками немцев, а потом и их пушечным мясом.
СПРАВКА «СБ»
29-я добровольческая пехотная дивизия СС «РОНА» была сформирована на основе штурмовой бригады «РОНА», появившейся в июле 1944 года после переименования «народной бригады Каминского», созданной, в свою очередь, в марте того же года из «Русской освободительной народной армии» Локотского самоуправления. Части дивизии успешно участвовали в подавлении Варшавского и Словацкого восстаний, а также в борьбе с партизанами.
В соответствии с генеральным планом «Ост» для белорусского народа не было ни малейших перспектив. 75 процентов белорусов должны были быть выселены, оставшиеся — ассимилированы. В августе 1941 года Гиммлер говорил, что нападение на СССР приведет к уничтожению 30 миллионов славян. Масштаб же генерального плана «Ост» был еще более широким: в результате его полномасштабной реализации немцы планировали уничтожить около 50 миллионов человек.
Слепой террор
— По сути, речь шла о тотальной войне, официально которую «легализовала» известная речь рейхсминистра пропаганды Геббельса перед многотысячной аудиторией в Берлинском дворце спорта 18 февраля 1943 года. «Хотите ли вы тотальной войны? Хотите ли вы ее, если надо, тотальней и радикальней, чем мы ее себе можем сегодня представить?» — бросал он фразы в многотысячный зал, охваченный экстазом. Но ведь фактически такая война фашистской Германией уже велась?
— Именно, и гитлеровцев мало волновало, если в ходе так называемых антипартизанских акций гибли невиновные женщины и дети. А для чего немцы создавали полицейские батальоны из местных кадров? По мнению историка Иегошуа Бюхлера, Гиммлер видел главную идею создания охранной полиции в качестве эффективного способа уничтожения евреев. А также для сопровождения жертв в концлагеря.
С середины 1942-го немцы решили соединить «окончательное решение» «еврейского вопроса» с борьбой против партизанского движения. С самого начала операции «Барбаросса» евреи и большевики ставились на одну доску. С другой стороны, Геринг требовал, чтобы в «зараженных партизанами» районах конфисковывалось буквально все, здоровые мужчины и женщины вывозились на принудительные работы, а детей отправляли в специальные лагеря.С 1942-го гитлеровцы ввели политику создания пустынных районов в Беларуси. То есть полного и сознательного разрушения и депопуляции целых регионов. Особенно мощно такая политика активизировалась в первой половине 1943 года, когда лесистые районы Беларуси было решено целиком эвакуировать и превратить в зону, закрытую для гражданского населения.
И в этой грустной реальности присутствовали люди, которых иначе как мерзавцами и предателями язык не поворачивается назвать. Особо мерзко проявил себя 13-й Белорусский полицейский батальон при СД, задействованный в том числе в охране лагеря в деревне Колдычево под Барановичами.
Колдычево: пятно национального позора
— Про этот лагерь наша газета писала в 2010-м, но, видимо, пришла пора вернуться к печальной теме вновь. Тем более что в этом концлагере, действовавшем до июня 1944 года, только по официальным данным расстреляли, повесили, замучили и отравили газом свыше 22 тысяч человек. Жертвами Колдычевского концлагеря стали практически все евреи и цыгане региона, а также большое количество поляков, военнопленных, около 100 католических священников…— В этой связи я вспоминаю письмо, которым белорусские писатели дали в 1966-м ответ издаваемой в Мюнхене эмигрантской газете «Бацькаўшчына». Письмо называлось «Ня вам беларусамi звацца!» и гласило: «Вы спрабуеце нас вучыць, панове, спрабуеце заiгрываць з намi, прыкiдваецеся дабразычлiўцамi. Вам вельмi хацелася б, каб мы хоць разок, хоць ледзь-ледзь падзьмулi ў вашу дудку». Это письмо подписали молодые на тот момент писатели, имена которых сегодня в дополнительных пояснениях не нуждаются: Рыгор Бородулин, Геннадий Буравкин, Василь Быков, Анатолий Вертинский, Нил Гилевич и многие другие. Замечу: все — зрелые люди со сформировавшимися взглядами, отнюдь не восторженные юные комсомольцы.
Как и им, трудно и мне назвать белорусами нелюдей из 13-го батальона СД. Для Беларуси, которая, безусловно, является страной, в которой героизм, мужество и мучения народа не могут не вызывать неподдельное чувство и скорби, и восхищения одновременно, концлагерь Колдычево является пятном национального позора.
Для меня каждый белорус, который надел эсэсовскую форму, взял в руки оружие и пошел уничтожать своих сограждан, во сто крат более мерзок, подл и отвратителен, чем даже немецкие нацисты.
Кстати, немцы всю эту мразь, которую нынешние бчб-активисты считают героями, за глаза называли не иначе как илотами. По аналогии с рабами, обслуживавшими свободное население в древней Спарте.
И еще один характерный момент. Есть основания полагать, что 3-я рота этого 13-го батальона СД до июня 1944 года, скорее всего, несла охранную службу в лагере смерти Тростенец. И в октябре 1943-го конвоировала остатки Минского гетто в этот лагерь на уничтожение. А 7-я рота занималась охраной лагеря Колдычево. Белорусский персонал подчинялся немецкому коменданту и исполнял все охранные функции.
С середины 1942-го при активном науськивании со стороны коллаборантов-националистов, пригревшихся под крылом Кубе, в Колдычево и его окрестностях началось планомерное уничтожение польского населения — в первую очередь священнослужителей и интеллигенции. 14 ноября 1942 года в урочище Ляховка были отравлены газом в «душегубках» ксендзы Казимеж Дембровски из Дарева, Казимеж Каврецки из Полонечки, Антони Мацкевич из Мира, Станислав Новак из Домачево, Антони Леуш из Столбцов, Вацлав Неймак из Нового Свержня, Болеслав Брычковски, а также группа интеллигенции Столбцовского района.
И даже накануне эвакуации этого лагера — а она началась в июне 1944-го — часть этих белорусских бойцов 7-й роты 13-го батальона СД стали соучастниками расстрела около 800 безоружных заключенных. Это я к утверждениям некоторых современных «историков» о том, что люди с бчб-символикой в годы войны безоружное население не трогали, а сражались исключительно с партизанами.
Память о концлагере Колдычево и его жертвах оставалась не увековеченной долгие годы. И только обращение непосредственно к Президенту помогло сдвинуть дело с мертвой точки. Распоряжением от 21 декабря 2005 года были выделены средства на благоустройство памятных мест, связанных с Колдычевским лагерем, и поднят их статус до уровня мемориала. На средства, выделенные по распоряжению Главы государства, на 15-м километре шоссе Барановичи — Новогрудок, вблизи места расстрела узников, построен и торжественно открыт 3 июля 2007 года памятный знак.
Вместо заключения
— Если подытожить все сказанное, какой вывод можно сделать с позиций сегодняшнего дня?— Если мы говорим о факте существования концентрационных лагерей и участии в их охране коллаборационистов — не важно, белорусских ли, латышских, украинских, русских, то отметить хотел бы вот что.
Никакие идеи и декларации, никакая символика и никакие апелляции к любой национальной перспективе не могут оправдать тех людей, которые принимали участие в самом масштабном геноциде в истории человечества.
Когда Юрка Витьбич — советский и впоследствии американский общественный деятель-коллаборационист, которого в некоторых источниках называют «великим белорусским деятелем», живший в Витебске, называл «раковой опухолью» Витебское еврейское гетто, когда в коллаборантской прессе стремились натравить белорусов на белорусов, разогревали юдофобию, расизм и антисемитизм — давайте зададимся одним сакраментальным вопросом. А именно: люди, которые это делали, которые призывали молодых и здоровых белорусов поступать на службу в полицию, в отделы СС и СД и в другие подобные организации — несут ли эти люди за то ответственность? И можно ли говорить, что в этом просто заключалась их принципиальная позиция?
Их слово убивало в буквальном смысле, оно вдохновляло непосредственных экзекуторов на убийства! Ведь, прежде чем выстрелить, необходимо получить индульгенцию на убийство. Необходимо быть убежденным и уверенным в том, что ты убиваешь не человека, а некий расовый сброд. Ничего это не напоминает?
Хотел бы я сказать и про деятельность представителей СБМ — Союза белорусской молодежи — на территории моей родной Могилевской области. Есть уникальные документы, хранящиеся в архиве областного УКГБ, частично они опубликованы. Так вот, напомню тем, кто утверждает, что под бчб-флагами в годы оккупации только «разучивали песенки», некоторые документы.В частности, в одном из номеров «Беларускай газэты» говорилось: «Саюз беларускай моладзi» ўзяў у рукi зброю, каб бiць ёю жыдоў i бальшавiкоў, здабыць волю для Беларусi. Добраахвотнiцкая рота СС, выдатны ўдзел у ваенна-дапаможнай службе ў Нямеччыне — вось тое канкрэтнае, што ён унёс у агульнаеўрапейскае змаганне супраць ворагаў новай Эўропы».Бобруйская дружина СБМ приняла активнейшее участие в организации и функционировании детского лагеря («детского села») в деревне Скобровка Пуховичского района, где немцы брали кровь у детей для нужд своих госпиталей.
То есть эти сопливые подонки с бчб-повязками принудительно отбирали детей из семей своих соотечественников, объясняя родителям это заботой об их детях. Там также на деревьях и домах вывешивали портреты Гитлера, а для придания им «белорусскости» — бчб-флаги.
Лагерь в Скобровке открылся 27 мая 1944 года, первоначально в него были привезены дети в возрасте от 6 до 14 лет из Полесской области и Бобруйска. Воспитатели в лагере были русские и белорусы, они ходили в форме и приветствовали друг друга поднятием руки с возгласом: «Жыве Беларусь!»
Когда читаешь показания бывших узников… «В нашем доме немцы поселили 20 детей в возрасте от 5 до 13 лет, они были худые и грязные. Воспитатели — групповые руководители — с детьми обходились грубо, били, не давали есть».Иными словами, можно отметить главное. Невозможно быть доброй и светлой организацией — и находиться при этом на окладе у тех, кто пришел расчленить и оккупировать твою страну. Рано или поздно ты будешь исполнять приказы тех, кто воспринимает тебя не иначе как расходный материал.
Мы не должны забывать, что те, кто служил нацистам, служил тем, кто удабривал поля костяной мукой из человеческих тел. Кто делал сувенирные засушенные головы, а из татуированной кожи заключенных — абажуры. И все это происходило в ХХ веке!
И не надо нам кивать на то, что у других стран иное отношение к тем или иным историческим событиям, другой исторический опыт. У нас свой опыт! Мы не стали способствовать победе нацистской Германии. Мы не хотели служить Гитлеру. Мы выбрали путь сопротивления. Лишь ничтожная кучка выбрала иное — путь служения сатане. И они стали иудами — в полном смысле этого слова.
Белорусские коллаборационисты — убийцы и предатели для нас. И я хочу верить, что вне зависимости от того, как будет развиваться моя страна, этот подход и эти оценки в отношении той войны будут неизменными. Палач будет зваться палачом, предатель — предателем. А тот, кто мучил людей в концлагерях, никогда не будет считаться героем.